Новости

09.12.2015

13 февраля 2011 года исполняется 75 лет народному артисту СССР и России, создателю и бессменному руководителю знаменитого оркестра «Боян», профессору музыки Анатолию Ивановичу Полетаеву.

Музыковеды называют Государственный Академический Русский Концертный Оркестр «Боян» единственным и неповторимым явлением отечественной и мировой музыкальной культуры.

В чём уникальность коллектива, созданного Полетаевым ещё в 1968 году? Дирижёр невероятным образом соединил в своём оркестре народные и симфонические инструменты, обогатив звучание сначала радиоусилением, а затем вдохновляющими душу звонами.

Ванесса Мей со своей электроскрипкой ещё на свет не появилась, когда Советский Союз зачарованно слушал «электронную балалайку» в оркестре Анатолия Полетаева. Большой честью считали для себя сотрудничество с Полетаевым и его оркестром народные артисты СССР Алексей Иванов, Дмитрий Гнатюк, Юрий Гуляев, Борис Штоколов, Александр Ведерников, Виргилиус Норейка, Анатолий Соловьяненко, Юрий Богатиков, Евгений Нестеренко и многие другие, составлявшие и составляющие цвет отечественной культуры.

С воцарением во власти Ельцина пришло время дежурящих по стране сальных зубоскалов жванецких. Пришло время и министров культуры швыдких, дающих зелёный свет «голубому салу» на сцене Большого театра и финансирующих в кино клевету на нашу Великую Победу (пасквиль «Сволочи»).

С той поры оркестр «Боян» «существует не в творческом полёте, а в режиме выживания» (цитата из книги «Боян» – любовь народная», издательство «МИК», Москва).

Несмотря на прямые указания бывшего Президента РФ В. Путина разрешить проблемы оркестра, высокопоставленные чиновники от культуры продолжают всеми силами гнобить коллектив, которым некогда восхищался весь цивилизованный мир.

«Я принадлежу к поколению, которое в юности читало в том числе и Гёте, и помню до сих пор благородное воззвание: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой!». Но чтобы в двадцать первом веке от творческого человека требовалось столь буквальное следование этому призыву, и не ради хлеба насущного, а во имя самого творчества, – это уже не суровость, а сущее изуверство». Это слова музыковеда, заслуженной артистки России Галины Боевой-Машинской.

Между тем у оркестра и его дирижёра растёт число друзей в среде творческой интеллигенции.

Хотя и не принято поздравлять с юбилеем заранее, но известные детские поэты Сергей Еремеев и Андрей Тюняев отправили маэстро свои стихотворные поздравления накануне:

 

* * *

Следим за чудесами разных стран

К ним, дальним, проявляем уважение.

А у России есть оркестр «Боян»,

И это чудо – Ваше достижение!

И сами Вы, прекрасный музыкант

С весенней силой русского восхода.

Чем меньше власти жалуют талант,

Тем истовей к нему любовь народа!

Сергей Еремеев

 

* * *

Смычком коснувшись канифоли,

Седой скрипач настроил звук.

Запела скрипка: нотки боли,

Тоска, тревога, сердца стук…

Всё о Руси – стране великой.

Всё о любимой, всё о ней.

Не об орде зверей безликой

От прежних пор до наших дней.

Взмахнул рукою дирижёр,

За песней скрипки хор пуская.

И весь оркестр дал напор!

Вот сила-силища какая!

И в этой силе Русь встаёт,

И на врага идёт без страха.

Ведь хуже смерти только гнёт –

Оковы, цепи, узы, плаха.

Победе – быть! Ведь Русь всегда

С врагами истово справлялась.

И вражья сущность никогда

У нас в стране не оставалась.

Поёт ли скрипка, или хор,

Оркестр песне мощь подводит:

Победе нужен дирижёр –

И только с ним она приходит!

Андрей Тюняев

 

Хорошо бы нынешние «дирижёры» отечественной культуры не забыли маэстро в день его юбилея. А то разрушителей помнят, а созидателей – нет…

Татьяна Волкова